Лучшее — 2011. Bad as me.

Продолжаем подводить некоторые, пусть слегка поверхностные и необязательные, итоги 2011 года. О книгах немного поговорили, о лучших покупках тоже, теперь о музыке. И снова перед нами как раз тот самый случай, называемый «не могу молчать».

08_Tom_Waits_BAD_AS_ME_COVER

Этот год, как впрочем и любой, подарил нам много-много хорошей музыки. Наверное, потому что я чего-то календарно- нового слушал не очень много, закопавшись в 70-х годах прошлого столетия. На эту тему в нашей меломанской компании бытовала замечательная шутка. На дворе годы разлагающегоя Ельцина. Встречаются два меломана.  - «Ну, что новенького услышал?»  - «Оооо, много! Голландский винил Uriah Heep 71 года и бутлег Yes 73-его. М-да… Ну так вот… Тем не менее, предполагаю, что ищущий мог обрясть (ну и словечко, прости, Господи) много замечательно интересного и в текущих, свежих релизах. Но ни один альбом, услышанный мной в 2011-м,  не был столь ожидаем (мной), и не оказался столь созвучен (мне) по общему настроению, как Bad as Me. Уж не знаю точно, чья в том заслуга — самого ли Тома ли Уэйтса, который создал музыку, сравнимую с великими (его же) альбомами 80-х — «Swordfishtrombones», «Rain Dogs» и «Frank’s Wild Years». Или просто прошло необходимое количество лет, и я наконец начал воспринимать и впитывать его музыку от начала и до конца, без натяжек и экивоков?

Впервые я услышал Уэйтса как раз в 1983-м. Девятый класс средней школы.  И был это как раз «Swordfishtrombones». Знакомый канадец, ректор торонтского университета между прочим, привез и подарил мне кассету. Сын у него заслушивается, видите ли… Надо ли говорить, что я тогда подумал, что чуваки — канадцы надо мной изощренно простебались — в почете у нас тогда были Rainbow, Queen и прочие помпезные красавцы с мытыми и не очень голосами волосами, ясное дело, что лысоватый и бомжеватый Том Уэйтс в эту когорту совершенно не вписывался.  Если в те годы я эту кассету и ставил, то лишь с целью погоготать с друзьями над «несуразной какофонией» и порассуждать о том, что видать Запад совсем уже зажрался, раз слушает такую бяку…

«Второе пришествие» Тома в мою жизнь случилось уже в годы пост-армейские. Мы тогда как раз мутили свою собственную группу, и часто наведывались к таким же, как мы друзьям — музыкантам в Питер. Надо ли говорить, что в конце 80-х в определенных питерских кругах Уэйтс был авангард-персоной №1? И вот именно тогда я впервые осознал, насколько музыка может быть, что называется, ко времени и к месту — в сырых и беспросветных питерских дворах — колодцах на Лиговке его печальные ранние баллады и яростные жесткие номера звучали более чем уместно, а уж особенно — наутро после злоупотребления дешевым портвейном. Именно там до меня начало доходить, что при всей (тоже, кстати, кажущейся) прямолинейности мышления мелодического Уэйтс крайне изобретателен и нетривиален в тканях, фактуре, аранжировочной составляющей своей музыки. Что каждый звук в его песнях не случаен, именно он, звук, а отнюдь не мелодия поставлен в этой музыке во главу угла. Что каждый стон (или рык) уместен. И что даже если пытаться воспроизводить его песни «нота в ноту» — ничего даже отдаленно подобного мы из себя выжать не можем…  Примерно так я проникся к Уэйтсу уважением, все еще граничащим порой  с веселым удивлением…  Потихонечку слушая старые его работы («Blue Valentine» у меня до сих пор один из самых любимых) и с нетерпением влюбленного ожидая новых откровений.

Нет, ну надо же — хотел-то поговорить о новом альбоме, а получилось почему-то сочинение на тему «как я, будучи нетрезв, совершил грехопадение, и влюбился в затрапезного пьянчугу — авангардиста». Спокойно, вы же дочитали до этого места, ведь так? А мы уже и приехали. В 2011 год.

После эпического трехдискового полотна «Orphans» , включавшего неиздававшиеся ранее ауттэйки и несколько новых вещей, казалось, что старина Том завязал. Казалось, что попрощался, что годы уж не те, чтобы надевать на руку шесть пар часов (см. концертный DVD «Big Time», один из лучших концертов в истории рока в принципе) и скакать по сцене с грацией сломанной марионетки… И вот на календаре 24 октября, свежий альбом только несколько часов как поступил в продажу в Австралии, а на торрент-трекере его уже можно совершенно спокойно скачать. Что я тут же и делаю, прости FBI мою грешную нетерпеливую душу, аминь. Загружаем это дело в itunes и включаем скорее… Включаем, и оказываемся не где-нибудь, а прямиком на Route 66 образца 2011 года.

Проехать по Route 66 насквозь всю Америку, от Чикаго до Лос Анджелеса — это у меня мечта такая. Пока она так и остается мечтой, вот только теперь уже изрядно потрепанной и пошарпанной. Потому что, пока я сижу тут себе дома в подмосковье, друг мой Черепанов, скотина такая, долго не рассусоливал, снялся, проехал по ней и привез грустные вести — Route 66 потихонечку умирает. Реально умирает, могу свидетельствовать по виденным мною фотографиям. И совсем это уже не Главная Американская Дорога, на ней уже практически нет автомобилей, мотели разоряются, никто не навещает бесчисленные когда-то сувенирные магазины, ржавеют заправки. Так вот своим альбомом Том Уэйтс действительно спел эту легендарную дорогу — где-то пустынную и печальную, где-то еще храбрящуюся и наперекор всему живую. Спел, в своих 16 песнях ни разу не повторившись — ни интонационно, ни стилистически. От открывающей альбом яростной Chicago до завершающей After You Die нашлось в альбоме место для всего, чем так богат и славен наш герой — и психоделическому блюзу  Raised Right Man, и алкогольному джазу (Talking in the Same Time), и потрясающим до глубины души своей  печалью древнего старца балладам (Face to the Highway и Kiss Me) и текс-мексу (Back in the Crowd) и даже чему-то похожему на  индастриал, в том виде, как его понимает Том Уэйтс… Мелодии, уютные и знакомые, как ношенный пиджак, верная когорта музыкантов извлекает то нежные, то безумно-скрипучие звуки, Кит Ричардс оттеняет скупые объемные ноты Марка Рибо…и над всем этим уникальный голос великого артиста — то плачущий, то вопящий, то буквально выплевывающий слова в микрофон.  В этой музыке столько мудрости, столько жизни, столько искренности, что порой даже удивительно — как выдерживают колонки такой напор, и как не останавливается сердце, впитывающее откровения той легендарной Америки, которой давно уже не существует… Впрочем, почему же не существует — ведь я прямо сейчас держу ее в руках, маленькую пластинку, буквальную квинтэссенцию  страны, затерянной где-то во времени и пространстве, той страны, которую, увы, мы наверное уже никогда не увидим… И спасибо, выходит, старику Уэйтсу, что показал нам ее такой, какой он и только он ее знает…

Треки альбома:

01. Chicago
02. Raised Right Men
03. Talking At The Same Time
04. Get Lost
05. Face To The Highway
06. Pay Me
07. Back In The Crowd
08. Bad As Me
09. Kiss Me
10. Satisfied
11. Last Leaf
12. Hell Broke Luce
13. New Year’s Eve

Отметим, что Deluxe- издание, которое я не преминул прикупить, убедившись в том, что диск того несомненно заслуживает, включает в себя три бонус-трека на отдельном диске, ничуть не хуже всех предыдущих:

14. She Stole the Blush

15. Tell Me

16. After You Die

Музыканты:

Tom Waits: vocal,banjo,piano,guitar,percussion
Larry Taylor: guitar,bass
Marc Ribot: guitar
Keith Richards: guitar
Casey Waits: drums
Clint Maedgen: saxes
Ben Jaffe: trombone,bass clarinet
Charlie Musselwhite: harmonica


Tagged , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>